Методическая служба управления  образования администрации Коркинского муниципального района

Коркинский угольный разрез

Анализ работы методической службы

 Анализ работы муниципальной методической службы за 2010 год.

    Основными направлениями деятельности методической службы является информационно-аналитическая, организационно-методическая, консультационная.

      В течение 2010 г службой решались следующие задачи:

- содействие функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего образования района;

- оказание поддержки образовательным учреждениям района в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;

- оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений, распространении инновационного опыта лучших педагогов района;

- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.  

          Выполнение вышеназванных задач в течение прошедшего учебного года стало возможным благодаря созданию в районе модели сетевой организации методической работы.

 Основой для определения содержания деятельности ММС является мониторинг профессиональных и информационных потребностей, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе. Для этого используются различные методы: анкетирование, собеседование, изучение школьной документации и др., что дает разнообразную информацию для отбора содержания планируемых методических мероприятий с педагогическими работниками, образовательными учреждениями разного вида и типа.

    Наиболее крупные объединения педагогов, работающих в муниципальной образовательной системе - сетевые сообщества, организованные вокруг общеобразова-тельных учреждений – грантополучателей, охватившие 100% общеобразовательных учреждений, получают свое логическое продолжение и развитие. В течение истекшего года на базе ООУ – ресурсных центров – были проведены семинары для заместителей директоров по проблеме использования современных педагогических технологий (МОУ СОШ № 1); в МОУ СОШ № 2 проведена вторая районная научно-практическая конференция, позволившая подвести итоги работы за учебный год. Учреждения – пользователи  опыта сами активно участвуют в работе своего сообщества и района в целом: на базе  МОУ СОШ № 11, МОУ ООШ № 10, МСКОУ проведены семинары для заместителей директоров; в школах 1, 2, 3, 5, 8, МСКОУ проводились открытые заседания районных методических объединений учителей обслуживающего труда, физической культуры, начальных классов, ИЗО, МХК, педагогов-психологов. На совещании  руководителей директора шк 1, 2, 28 представили отчет о работе ресурсных центров. В рамках сетевого взаимодействия открытые уроки показали педагоги шк 11, 28.

            В федеральном эксперименте «Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик» принимают участие педагоги и заместители директоров шк 1, 2, 28, 8, 11, 9, 26. Работа организована в трех сообществах: учителя биологии, английского языка, физики. Обобщается и распространяется опыт учителей, получивших грант Президента РФ – Низдиминовой Е.А. (шк 1), Сычевой Т.В. (шк 2), Медведевой А.А. (шк 28). В группе организаторов экспериментальной работы, группе пользователей опыта –  учителя-грантополучатели и молодые, начинающие педагоги. В рамках эксперимента открытые занятия были проведены в шк 1, 2, 8, 11, 28.

          Активно работает в районе сеть профессиональных объединений, а именно районных методических объединений, организующих работу по непрерывному образованию педагогов и руководителей в межкурсовой период. В 2010 году продолжили работу 20 предметных районных методических объединений, 12 методических объединений ДОУ, деятельность которых содействует созданию благоприятной среды для обмена информацией, опытом, профессионального роста и развития кадров и т.д.

        Муниципальный район включился в апробацию материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Начальные школы  3 и 7 стали центром аккумуляции опыта по апробации стандартов второго поколения. В новом учебном году в апробацию включились педагогические коллективы шк 11 и 28.  Вопросы организации работы по введению ФГОС, о первых результатах апробации рассматривались на семинаре руководителей (МОУ НОШ № 3), совещании  директоров. В течение года была проведена тематическая проверка «Готовность ОУ к введению ФГОС» в шк 5, 8, 14.

       Серьезное внимание со стороны методической службы управления образования и образовательных учреждений уделяется созданию условий для адаптации молодых специалистов, их профессиональному становлению и организации работы по методическому сопровождению и оказанию им практической помощи. Методисты методического кабинета проводят занятия в Школе молодого учителя,  мониторинг результативности работы с молодыми специалистами по итогам учебного года, координируют деятельность созданных в соответствии с приказом управления образования  Школ молодых учителей в образовательных учреждениях. Впервые в истекшем году проведено выездное практическое занятие Школы на базе лагеря «Чайка».

                  Для успешного функционирования и развития муниципальной системы образования большое значение имеет издание различного рода материалов из опыта работы педагогов, руководителей образовательных учреждений и их заместителей. Опыт работы лучших учителей школ района опубликован  в печатных изданиях. Так, 19 публикаций представлены в журнале «Методист»,  в материалах Фестиваля педагогических идей «Отрытый урок», материалах Всероссийских, межрегиональных научно-практических конференций, в научно-практических журналах, изданных ЧИППКРО и ЧИРПО. В сборнике «Методическое сопровождение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» был опубликован опыт работы муниципальной методической службы с молодыми специалистами. Наибольшее количество публикаций представили педагоги шк 3 и 7.

 Завершена работа по созданию массива информационных карт инновационного опыта лучших педагогов района, информационные карты представлены на педагогов практически всех общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Завершается работа  по созданию информационных дисков об образовательных учреждениях района, видеоматериалов «Школа инновационного опыта».

Результаты мониторинга результативности методической работы в образовательных  учреждениях показывает, что в учреждениях  имеется богатый материал, который можно публиковать и использовать  в своей работе, как педагогам, так и управленцам. Тем не менее, опыт работы лучших учителей района не пропагандируется и не публикуется широкомасштабно.

К информационно-аналитической деятельности ММС относится  изучение и анализ состояния и результатов методической работы в муниципальных образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования.  В 2010 году традиционно  проводился  общий анализ состояния  и результатов методической работы в муниципальных  общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. Результаты мониторинга деятельности методслужб образовательных учреждений по итогам года были рассмотрены на совещании заместителей директоров. На совещании руководителей был рассмотрен вопрос «Об итогах выполнения индикативных показателей результативности методической работы в образовательном учреждении».    Школы смогли увидеть себя в общем рейтинге общеобразовательных учреждений и соответственно определить основные направления методической работы на следующий учебный год.

Анализ результативности методической работы в учреждениях позволил сделать следующие выводы:

-   увеличивается число образовательных учреждений, возобновляющих (или обновляющих) работу школьного методического кабинета.  Методические кабинеты оснащаются аудио-видео аппаратурой, компьютерной техникой. Создаются методические видеотеки, библиотечки методических разработок педагогических работников школы. К методической работе все активнее привлекается школьная библиотека, в фондах которых более 400 наименований, 3600 экземпляров ЦОРов. К сожалению, цифровые ресурсы  зачастую просто лежат на полках. Библиотеки общеобразовательных учреждений обеспечены компьютерами и программным обеспечением «Автоматизированная информационно-библиотечная система «МАРК –SQL. Версия для школьных библиотек», которая обеспечивает комплексную автоматизацию всех информационно-библиотечных процессов и создает единое информационное пространство в этом направлении.  Но еще слабо используются информационные технологии в работе, как методического кабинета, так и школьной библиотеки. Слабо владеют информационными технологиями заместители директора по учебно-воспитательной работе, организующими методическую работу.

- в ОУ используются разнообразные формы организации методической работы, изучения и обобщения эффективного педагогического опыта: заседания МО, круглые столы, методические дни, семинары-практикумы, предметные недели, открытые уроки, проводятся школьные и межшкольные конференции, школьные конкурсы профессионального мастерства. К организации и проведению методических мероприятий привлекаются учреждения дополнительного  образования. Вместе с тем, изучение школьных документов по организации методической работы, собеседования с администрацией ОУ  выявили следующие негативные тенденции: в планировании школьной методической работы не выделяются основные направления подготовки учителя. В образовательных учреждениях, которые занимаются опытно-экспериментальной работой, инновационной деятельностью, методическая работа часто сводится к работе только по заданной теме, что обеспечивает работу школы в режиме функционирования, но  не развития. Не планируется обмен опытом работы ШМО на уровне района  или в сетевых сообществах.

- руководители школьной методической службы испытывают трудности с планированием, организацией и определением содержания работы с педагогами, в организации деятельности (подготовке и проведении) педагогических и методических советов.

- остаются без активной поддержки руководители школьных методических объединений.

- западающее на сегодня направление – заместители директоров по УВР. Каждый год отмечаем факт большой сменяемости руководителей. К началу 2010-2011 уч.г. произошла замена заместителей директоров в 4 общеобразовательных учреждениях (шк 4, 8, 14, 19).

Организационно-методическая деятельность муниципальной методической службыдругое направление работы ММС. Она достаточно многогранна и наиболее насыщена содержанием и формами работы. В выполнении этой функции задействованы все структурные подразделения муниципальной методической службы. Традиционно муниципальная методическая служба занимается

u      организацией повышения квалификации и переподготовки кадров, объединений педагогов, аттестация педагогических кадров;

u      организацией и проведением конференций, конкурсов профессионального мастерства,  конкурсного отбора лучших педагогов и т.д.;

u      обеспечением комплектования фондов школьных библиотек.

   В этих направлениях деятельности можно отметить следующие положительные моменты:

          - В методическом кабинете создан банк данных о повышении квалификации, который позволяет проводить мониторинг прохождения курсовой подготовки всеми работниками муниципального образования и отслеживать выполнение законодательного норматива на повышение квалификации. Выполнение плановых показателей по каждому образовательному учреждению жестко контролируется, информация ежегодно доводится до сведения руководителей на совещании. В течение года была проведена тематическая проверка  «Мониторинг результатов повышения квалификации» в шк 5, 7, 29.

        -  121 педагог прошел обучение на курсах повышения квалификации в ЧИППКРО.

        - Организация повышения квалификации стоится на основе формирования общерайонного заказа на повышение квалификации.

        - В муниципальной образовательной системе созданы условия для реализации права на повышение квалификации педагогов, причем больше, чем 1 раз в 5 лет.

        - Повышение квалификации в целом носит планомерный, целенаправленный характер. Но еще остается распространенной ситуация, когда педагоги и руководители выходят на аттестацию, не повышая свою квалификацию в течение последних 5 лет.

       - Анализ содержания заказа показывает, что еще остается распространенной практика его формирования без учета текущего и перспективного графика повышения квалификации, особенностей образовательного учреждения и потребностей педагогов.

         В 2010 году количество аттестованных педагогических и руководящих работников составило: на высшую квалификационную категорию – 95 чел, на первую – 223 чел. Таким образом, индикативный показатель, характеризующий уровень квалификации педработников, а именно доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет по общеобразовательным учреждениям 31,9  %, что значительно превышает показатель прошлого года, но пока не достигает среднего значения по области. Аттестация педагогических и руководящих работников на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию   в текущем  году, проходящая в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом от 26.06.2000 г № 1980,  завершена до 31 декабря 2010 г.  С 1 января 2011 года вводится в действие Порядок аттестации педагогических кадров, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г № 209.

     Традиционно ежегодно проводятся конкурсы профмастерства.  В истекшем году в конкурсах «Учитель года», «Педагогический дебют» приняли участие педагоги школ № 1, 2, 3, 9, 11, 19, 26, 28, 7, 14, МСКОУ.  Победитель конкурса Стерлигова И.А. (шк 2) стала финалисткой областного тура конкурса.

    5 педагогов из школ 2, 4, 7, 10, 28   стали победителями партийного проекта «Народный учитель».

Грант Губернатора Челябинской области получили 3 педагога: Черниченко А.И. (шк 2), Чернышова Н.А. (шк 9), Мантель Т.В. (шк 28).  Премию Главы получили 5 педагогов общеобразовательных школ  (шк 2, 3, 7, 19, 28).

      В  районное методическое объединение школьных библиотекарей входило18 человек. Все заседания методического объединения проводились согласно плану работы. На заседаниях рассматривались следующие вопросы: инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений, изменение роли школьной библиотеки в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование»; концепция развития библиотек общеобразовательных учреждения Российской Федерации до 2015 года и т.д. На базе общеобразовательных школ № 7, 26 проведены семинары-практикумы.

     Методистом управления образования для школьных библиотекарей были подготовлены следующие методические рекомендации:

·        Практическое использование компьютерных технологий в работе школьной библиотеки;

·        Использование компьютерной программы «МarkSQL» в работе библиотекарей ОУ;

·        Организация выставочной  работы в ОУ;

·        Организация деятельности школьной библиотеки;

·        Планирование работы школьной библиотеки.

В соответствии с планом работы были проведены следующие мероприятия:

·        Изучение потребностей образовательных учреждений в учебниках и учебно-методической литературе;

·        Организация взаимообмена учебниками между ОУ.

·        Изучение «Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011  учебный год.

·        Сбор заказа от школ на учебники Федерального перечня.

·        Формирование заказа на покупку учебников.

·        Исследование рынка учебной литературы.

 

Обеспеченность общеобразовательных учреждений учебниками на  начало учебного года составила для начального звена - 63,8% (2009г. – 53,42); для основной школы - 61,8% (47,43); для средней школы – 68,9% (57,8).

 

Таким образом, деятельность муниципальной методической службы осуществляется в соответствии с современными требованиями к ней. Необходимо развивать ее деятельность в следующих направлениях: информатизация службы, сетевая организация деятельности, осуществление экспертной деятельности, создании и реализации программ поддержки образовательных учреждений различных видов и типов, а так же отдельных категорий педагогических работников. 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz