Методическая служба управления  образования администрации Коркинского муниципального района

Коркинский угольный разрез

библиографические рекомендательные списки и указатели

 

«Родительский всеобуч» 

указатель статей из специализированных периодических изданий

для родителей, воспитывающих детей инвалидов.

  

            Айвазян Е.Б., Павлова А.Б., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №2. – С.61-67.

            Разговоры, пересуды, нездоровый интерес постоянно окружают семьи, воспитывающие ребенка с синдромом Дауна. Люди мало знают об этом синдроме и часто воспринимают его как за неполноценность. Авторы статьи говорят о жизни родителей и в первую очередь о жизни матерей, которые воспитывают «особенного», необычного ребенка – ребенка с синдромом Дауна.

В дополнительной информации к статье имеется список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.

 

Айвазян Е.Б., Павлова А.Б., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи (продолжение)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №3. – С.72-79.

            В статье подробно освещены следующие вопросы родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна: Как воспитывать особого ребенка? Что в первую очередь делать для него? Как относиться к особенности ребенка? Как относиться к особости собственной материнской судьбы?

 

            Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма// Дефектология. – 2008. - №4. – С.11-19.

            В статье прослеживаются и анализируются закономерности формирования синдрома раннего детского аутизма. Выделяются первичные нарушения раннего аффективного развития ребенка: трудности эмоционального заражения, совместно разделенного со взрослым переживания впечатлений и, как следствие этого – проблема объединенного внимания. Показывается, как дефицитарность раннего аффективного опыта ребенка приводит к ограниченности и искажению способов его саморегуляции и грубому нарушению адаптации.

 

 Громова О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте (от 0 до 12 месяцев)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №4. – С.56-64.

Старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО подробно рассматривает признаки речевых нарушений в первые месяцы жизни, которые можно выявить при помощи логопедической диагностики. Ориентироваться в данном случае следует на крик, гуление, лепет, дыхание и т.д.

           

   Гусева И.Е. История раннего развития аутичного ребенка (второй и третий годы жизни)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №3. – С.72-79.

            Автор статьи на конкретном примере описывает признаки неблагополучия в эмоциональном развитии аутичного ребенка в возрасте 2-3 лет.

 

   Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников// Дефектология. – 2008. - №4.- С.52-64.

            В статье обосновывается необходимость специального предварительного этапа коррекционной педагогической работы с аутичным ребенком-дошкольником, направленной на его подготовку к школьному обучению – этапа формирования учебного поведения. Раскрыты задачи, описаны конкретные приемы и последовательность работы по организации внимания и поведения аутичного ребенка.

 

             Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников (продолжение)// Дефектология. – 2008. - №5.- С.26-35.

            Данный материал является продолжением серии статей, посвященных проблеме подготовки аутичных детей к школьному обучению. В данной статье рассматривается последовательность и содержание работы родителей и педагога, связанной с развитием у аутичного ребенка навыков организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации.

 

            Лаврентьева Н.Б. Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению (продолжение)// Дефектология. – 2009. - №1.- С.33-44.

            Статья посвящена проблеме подготовки детей с аутизмом к школьному обучению. Рассматривается последовательность и содержание педагогической работы, направленной на освоение аутичным ребенком «глобального» чтения слов и фраз, а затем – работа по обучению аналитическому способу чтения.

 

Лаврентьева Н.Б. Обучение письму детей с аутизмом: начальный этап работы (продолжение)// Дефектология. – 2009. - №2.- С.55-59.

В статье рассматривается начальный этап обучения письму, а именно, педагогическая работа по развитию мелкой моторики ребенка и отработке графических навыков, необходимых для освоения письма.                                                     

 

Лаврентьева Н.Б. Развитие навыков осмысленного письма у детей с аутизмом (продолжение)// Дефектология. – 2009. - №3.- С.67-75.

В статье представлена последовательность педагогической работы по обучению аутичного ребенка осмысленному написанию слов и развитию его умения самостоятельно составлять и писать фразы.

  

Мартакова Е.Ю. Подвижные игры как способ активизации познавательной деятельности детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №1. – С.75-79.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был умным и сообразительным. Хотите помочь своему малышу развить эти качества? Для этого совсем не обязательно что-то зубрить или заставлять ребенка делать то, что ему не хочется. А вот поиграть согласится любой ребенок, причем с огромным удовольствием.

Автор статьи предлагает вниманию родителей подвижные игры, которые помогут детям учиться. Некоторые из них проводятся индивидуально, другие – только с группой детей. Эти игры могут проводить не только родители во время семейного досуга или на детских праздниках, но и воспитатели групп продленного дня.

 

           Подколзина Е.Л. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. – 2008. - №4. – С. 64-68.

            В статье рассматриваются трудности освоения пространства дошкольниками со зрительной патологией, имеющими различную степень поражения зрения. Показано, что существует необходимость применения специальных методик обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения различных подкатегорий: слепых, слабослышащих, детей с пониженным зрением.

 

            Подколзина Е.Л. Как научить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №4. – С.73-79.

            В статье рассказывается об обучении ориентировке в пространстве детей 1-2 лет, 2-3 лет, 3-4 лет, 4-5 лет.

 

Подколзина Е.Л. Как научить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве (продолжение)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №6. – С.74-77.

            В статье рассказывается об обучении ориентировке в пространстве детей 5-7 лет.

           

            Польская О.В. Развитие слухового восприятия детей 2-го года жизни с нарушенным слухом// Дефектология. – 2008. - №2. – С.72-77.

            В статье представлены игры-занятия по развитию слухового восприятия для детей 2-го года жизни с нарушенным слухом. Игры направлены на формирование и развитие умения воспринимать разнообразные звучания. Они адресованы родителям, воспитывающим ребенка с нарушенным слухом, а также учителям-дефектологам.

 

           Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией// Дефектология. – 2009. - №1. – С.61-68.

          В статье рассмотрена специфика речевого развития детей первых лет жизни, ранние проявления речедвигательных расстройств.

 

             Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Иневаткина С.Е., Одинокова Г.Ю. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста// Дефектология. – 2008. - №5. – С.41-51.

            В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о воспитании ребенка и ценностных ожиданий, связанных с материнством, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

 

Разенкова Ю.А., Коваленко Ю.Ю. Первые признаки неблагополучия в психомоторном развитии  новорожденного ребенка// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №5. – С.57-61.

Как уберечь малыша от серьезных проблем со здоровьем и развитием, если он родился слабеньким? Какие осложнения подстерегают его в периоде новорожденности, на первом году жизни и далее в раннем и дошкольном детстве? Какие признаки могут говорить о том, что нервная система малыша не справляется с теми (повреждениями, негативными воздействиями) вредностями, которым она была подвергнута во внутриутробном развитии или сразу же после родов, в первые дни и месяцы жизни? Какие меры предпринять для того, чтобы помощь была своевременной, а последствия тех или иных нарушений в здоровье и развитии малыша – минимальными? На эти и ряд других вопросов отвечают специалисты.

 

Сатари В.В. Влияние родителей и педагогов на воображение у детей с ДЦП младшего школьного возраста.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - №2. – С.66-69.

Автор статьи указывает на необходимость и важность изучения особенностей семейных отношений, отношения к ребенку, а также стиля воспитания, принятого в семье и рассматривает данный вид работы как необходимую и значимую составляющую коррекции социального статуса ребенка, способствующую созданию благоприятных условий для личной адаптации в обществе.

 

Таваркиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Хорошо ли слышит ваш малыш?// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №3. – С.58-65.

Авторы статьи описывают причины, вызывающие снижение, либо потерю слуха; дают характеристику методик проверки слуха; подробно останавливаются на работе сурдологического кабинета, где ребенок с проблемами слуха получает качественную медицинскую и педагогическую помощь.

 

Тихонов А. Проблемы и перспективы надомного обучения незрячих// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №4. – С.75-80.

На страницах специализированных журналов систематически публикуются статьи, посвященные проблемам специального и интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Их авторами являются исследователи, специалисты, методисты и педагоги. Однако не меньшего внимания заслуживает, на наш взгляд, и мнение самих обучающихся. Данная статья познакомит читателей с уникальным опытом человека, способного проанализировать указанные проблемы с самых различных позиций.

 

            Чарова О.Б. Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта// Дефектология. – 2008. - №6. – С.13-19.

            В статье представлены результаты исследования родительских установок в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития, факторы, влияющие на их формирование, а также роль самих установок в процессах социальной компенсации дефекта.

           

 

 

Михеева Т.В.

методист методического кабинета

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz